Алексей Беляков: "Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ненависть"

Остался месяц до подведения итогов конкурса короткометражного кино "Победа за нами!". Один из фильмов-претендентов на победу – работа Алексея Белякова "Бритва" по мотивам рассказа Владимира Набокова про встречу бывшего военнопленного и его палача в мирной жизни.

Алексей, у Набокова главный герой - бывший белогвардейский офицер, а его клиент в парикмахерской, где происходит случайная встреча, - кто-то типа контрразведчика-красноармейца. Вы сделали своих героев фашистским офицером и узником концлагеря... То есть у Набокова это русская история, а у вас, скорее, немецкая. Почему?

- В этом рассказе меня привлек сам конфликт. Но поскольку я не считаю себя компетентным в том временном периоде, я решил перенести время и место действия. Так в этой истории помимо русского и немецкого появился еще и французский язык. В рассказе Набокова главный герой оставляет своего врага в живых, потому что они оба русские.  А у меня герой не убивает немца, потому что война уже закончилась.

Поясните, пожалуйста. Война кончилась, это понятно, убивать нельзя. Но что произошло с вашим героем? Он хотел бы убить, но не решился нарушить закон? Он удовлетворился страхом клиента во время бритья? Он и не хотел убивать? Он простил его?

- Каждый зритель поймет по своему, в этом и прелесть. Я лично для себя отвечаю на этот вопрос так: капитан Иванов намыливает лицо немца с полной решимостью вершить свою месть, но, излив душу своей жертве во время бритья, он не нашел в себе силы на этот шаг. Нет смысла убивать, бывший палач и так уже несколько раз умер в этом парикмахерском кресле. Словом, герой удовлетворился страхом и простил. Очень важно в жизни уметь прощать, это не просто! Война и так украла много лет мира. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ненависть.

Какое кино вы любите как зритель?

- Разное. И военные эпические драмы в духе "Спасти рядового Райана",  и дешевые трешовые комедии наподобие "Бивня", фильмы Девида Финчера и, конечно же, советские фильмы, особенно военные.

На какие фильмы ориентировались в работе над "Бритвой?

- При разработке ключевого образного решения ориентировался на фильм "Человек, которого не было" Коэнов, а в поиске цветового решения отталкивался от "Процесса".

Над чем работаете сейчас?

- Сейчас ни над чем не работаю. Как оказалось после окончания ВГИКа, никому мои дипломы о высших образованиях не нужны, в кино можно попасть только по родственным связям или знакомствам, которых у меня, к сожалению, нет.

Если вы одержите победу в конкурсе, есть ли у вас готовая идея для канала?

- У меня есть несколько режиссерских разработок, а также имеются знакомые сценаристы, так что найдем, что снять, если такая возможность появится.