Алексей Вертков

Дата рождения:

31.03.1982

Место рождения:

Новосибирск

На телеканале:

Российский актер театра и кино

Биография

Алексей Вертков родился в обычной семье, не имеющей никакого отношения к театру и кинематографу. И его родные были далеки от мысли о том, что их Леша вырастет в яркого, харизматичного и весьма востребованного актера.

О том, как он попал в профессию, артист рассказал: "Все вышло, в общем-то, случайно. У нас в Новосибирске открылась новая школа, и я туда перешел. А в ней работала театральная студия, и мой одноклассник Коля, игравший на гармошке, предложил: "Пойдем в театральный кружок". Я говорю: "Ну, пошли. Почему бы и нет?" Коля потом ушел, а я остался. И так уж получилось, что руководитель студии Наталья Филипповна Ерошина стала моим проводником по жизни. Когда мы оканчивали 9-й класс, она сказала, что можно попробовать поступить в Новосибирское театральное училище, и она готова помочь подготовиться".

Наставница сдержала свое слово, и уже в 14 лет Алексей окунулся в студенческую жизнь. И здесь ему снова повезло с педагогом. Актер вспоминал: "Замечательный мастер Сергей Николаевич Афанасьев нас занял в спектаклях уже с первого курса. И как-то все так пошло, закрутилось, завертелось… Уже с 14 лет я - на подмостках профессиональных.

Когда я закончил театральное училище в Новосибирске, мне было 19 лет. И была перспектива пойти работать в театр - уже работал в театре, собственно. Курс был при городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева. Либо оставаться там и работать, либо дальше как-то учиться. Хотелось высшее образование, а высшее только в Москве, в Петербурге".  

Приехав в столицу, Вертков решил поступать в институт театрального искусства: "Я, конечно, совершенно был не в теме. Про Петра Наумовича Фоменко говорили, что у него курс в ГИТИСе. Приехал, а набирал Сергей Васильевич Женовач".

Театр

В 2005 году Алексей завершил обучение на режиссерском факультете РАТИ (актерская группа) и оказался у истоков создания знаменитой "Студии театрального искусства" под руководством Женовача.

"Когда мы заканчивали, возникла идея остаться, - поясняет актер. - Была идея и несколько спектаклей, которые мы играли и возили на фестивали профессиональных театров. И, конечно же, нам хотелось остаться вместе с Женовачом. И все совпало. Закончилась учеба, мы должны были поехать на гастроли в Корею. И вот перед гастролями нас собрали и объявили, что начинается первый сезон, и мы едем уже в качестве студии. Это было очень круто! Так вот, Сергей Васильевич тогда сказал, что учеба не то что закончилась (мол, мы получили дипломы и стали профессионалами), а учеба только начинается".

С первых же работ стало понятно, что в театре актер занял свою нишу. Практически во всех постановках СТИ он выходит на сцену в главных ролях. Зрителям артист запомнился и в образе штабс-капитана Снегирева из сценической композиции "Мальчики" по главам романа "Братья Карамазовы", и трагикомичным Доримедонтом Рогожиным по прозвищу Дон Кихот из "Захудалого рода" по роману Николая Лескова, и "режиссерской" ролью Утешительного в гоголевских "Игроках", и "по капле из себя выдавливающим раба" Лаптевым из постановки "Три года" по Чехову, и Калабушкиным из "Самоубийцы" по пьесе Николая Эрдмана.

"Москва-Петушки"

Но самым ярким театральным героем Алексея Верткова стал Веничка в спектакле "Москва-Петушки", поставленном по поэме Венедикта Ерофеева. За эту роль актер был отмечен рядом престижных театральных премий.

О работе артист говорит: "Венедикт Ерофеев вызывает восхищение, смелость, - интереснейшая личность. Такие редко приходят на землю, с учетом обстоятельств в нашей стране. И Эрдман, и Ерофеев ведь долго были неформатом. Тогда как Веничка переведен на многие языки. Хорошо, что сейчас то время, когда актуальность произведения прочувствована. Многие вещи были угаданы 40 лет назад. Не люблю слово "гений", но другого не найдешь. Счастье – столкнуться с таким материалом. Каждый раз выходишь на сцену с удовольствием. Мне очень везет!"

В 2017 году в стенах СТИ состоялась премьера "Мастера и Маргариты" - шизофрении по нетленному булгаковскому роману. В постановке приняли участие три поколения студийцев. Алексею досталась снова главная роль Воланда, с которой он блестяще справился, изумляя своим попаданием в образ не только зрителей, но и критиков.

Режиссер Сергей Женовач о спектакле: "Изначально нам не хотелось идти по пути иллюстрирования сюжета. А хотелось вникнуть в замысел романа и выдумать свою сценическую реальность. В сочинении этого спектакля нам очень помогли черновики и варианты редакций великого романа".

Театральные работы

Новосибирский городской драматический театр: 

  • "Король Лир" У. Шекспир - Шут
  • "Утиная охота" А. В. Вампилов - Зилов-мальчик

Студия театрального искусства:

  • "Поздняя любовь" А.Н. Островский - Герасим Порфирьич Маргаритов
  • "Как вам это понравится" У. Шекспир - Оселок
  • "Об-ло-мов-щина…" И.А. Гончаров - Захар
  • "Мальчики" Ф.М. Достоевский - Николай Ильич Снегирев
  • "Marienbad" Шалом-Алейхем - Альфред Зайденер
  • "Захудалый род" Н.С. Лесков - Доримедонт Рогожин
  • "Игроки" Н.В. Гоголь - Степан Иванович Утешительный
  • "Три года" А.П. Чехов - Алексей Федорович Лаптев
  • "Записные книжки" А.П. Чехов - Артист Тигров
  • "Москва-Петушки" В. В. Ерофеев - Веничка
  • "Самоубийца" Н. Р. Эрдман - Калабушкин
  • "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков - Воланд

Кинематограф

Кинокарьеру актер начал в 2006 году с главной роли в короткометражке Андрея Санатина "Вратать" и нескольких эпизодов в популярных отечественных сериалах.

"Я в кино не резко стартанул, я потихоньку въезжал, - уточняет артист. - Хотя были интересные режиссеры. Мне повезло: я попал к Андрею Звягинцеву в картину "Изгнание". Когда проходили пробы, он на двух листочках, где было две-три сцены, написал "Макс" и сказал: "Это вся твоя роль, но будет интересно". Спросил меня: "Согласен ли?" И я ему: "Конечно, я еще нигде не снимался". Классные были партнеры, классная атмосфера. Первый раз побывал в Европе".

Крупная работа Алексея состоялась в боевике "Десантура" Олега Базилова и Виталия Воробьева. В современном фильме о войне на территории бывших Советских республик артист сыграл Рыжова. Ансамбль ему составили: Егор Бероев, Кирилл Плетнев, Никита Емшанов, Анна Снаткина, Екатерина Федулова, Мария Куликова и другие.

"Палата №6"

В 2009-ом Карен Шахназаров экранизировал повесть Антона Павловича Чехова "Палата №6". На главные роли он пригласил удивительного, непредсказуемого в перевоплощениях Владимира Ильина и мастера монологов и настроений русской классики Алексея Верткова. Актер безукоризненно попал в образ сумасшедшего философа Ивана Дмитриевича Громова.

Главный врач провинциальной психиатрической больницы Рагин (Владимир Ильин) обнаруживает в одном из своих пациентов (Громове) человека с оригинальным мышлением, более того – собственной философией. В беседах с душевнобольным доктор видит безумие мира и скоро сам теряет рассудок… Но кто вправе решать, где та грань, за которой начинается безумие?

Сценарий "Палаты № 6" Карен Шахназаров и Александр Бородянский написали еще… в 1988-м году. Фильм должен был сниматься в России, но на деньги итальянских продюсеров, а на главную роль был утвержден Марчелло Мастроянни. Однако концепция фильма (авторы перенесли действие в современность) продюсеров не устроила, и проект не состоялся. Спустя 20 лет режиссер решил вернуться к старой идее. И все-таки снять "Палату №6".

О работе над картиной Карен Шахназаров рассказывает: "Мы понимали, что одна из задач - погрузить события в реальный мир людей душевнобольных. Уже тогда решили, что снимать будем в аутентичной среде. Съемки в таком месте, в такой реальности, где пациенты были и массовкой, и групповкой, и актерами, имеют принципиальное значение для этой картины. Такую атмосферу невозможно создать искусственно. Конечно, можно было бы построить павильон, актеров нанять на роли больных, но это сделало бы фильм очень отвлеченным. Погружение в ту реальность делает ее дыхание жизненнее, а чеховский текст совсем по-другому слушается, воспринимается зрителем".

Следом на экраны вышел увлекательный детективный сериал Юрия Мороза "Пелагея и белый бульдог" по бестселлеру Бориса Акунина, где актер исполнил роль внука Татищевой Петра Георгиевича Телианова.

"Элизиум"

Особое место в фильмографии Верткова занимает драма Андрея Эшпая "Элизиум". Здесь он в паре с Чулпан Хаматовой играет необыкновенную любовь.

Сюжет основан на одной из самых загадочных мистификаций начала прошлого века, связанной с именами таких замечательных поэтов, как Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Согласно мифу, между двумя поэтами произошла дуэль из-за несуществующей поэтессы Черубины де Габриак, в которую влюбился Гумилев, и которая была всего-навсего придумана Волошиным и поэтессой Елизаветой Дмитриевой.

Актер описывает свои впечатления от участия в проекте: "Андрей Андреевич - мой любимый. Первая наша встреча с Эшпаем – это была картина "Элизиум" (к сожалению, мало кто ее видел), где я испытал истинное удовольствие от процесса. Работать на одной площадке с Евгенией Симоновой, Чулпан Хаматовой, Игорем Гординым, Розой Хайруллиной, Зоей Кайдановской – счастье! Сегодня нечасто встречается: Андрей Андреевич посвящал время тому, что репетировал перед съемками".

Позже артист играл в таких знаковых картинах, как: "Раскол" Николая Досталя и "Утомленные солнцем-2: Цитадель" Никиты Михалкова.

"Белый тигр"

2012-ый год подарил Алексею Верткову новую встречу с Кареном Шахназаровым. В фильме "Белый тигр" актеру досталась роль танкиста Ивана Найденова - человека не от мира сего. Мало того, что его герой слышит голоса танков и поклоняется "танковому богу", так еще и находится где-то между жизнью и смертью. Ведь зритель так и не понимает – человек он или призрак.

"Это интересно - сняться в роли военного, любой мальчишка мечтает поиграть в войну. Тем более, научили ездить на танке, я ходил на курсы вождения перед съемками целый месяц", - признается актер.

В основу сценария легла дополненная и переработанная кинодраматургом Александром Бородянским совместно с Кареном Шахназаровым повесть Ильи Бояшова "Танкист, или "Белый Тигр". "Белым тигром" называли немецкий танк в советских войсках за необычайно огромный размер, бесшумность и неуязвимость: танк внезапно появлялся в тылу и уничтожал всех без разбору, без жалости.

"Белым тигром" звал его и танкист Найденов. Сам Найденов оказался человеком судьбы необычайной: его - практически полностью обгоревшего - вытащили после боя из танка. На обугленные останки смотреть было страшно, невозможно и представить себе, какую боль он испытывал. Но Найденов молчал, только иногда открывал глаза, тогда-то становилось жутко. А потом он вдруг начал выздоравливать, потому что так ему велел "танковый бог". Он же - бог, то есть, отрядил Найденова на особую миссию – уничтожить "Белого тигра". Поединок между неуловимым монстром и советским танкистом должен был закончиться только победой одного из них двоих.

Неоднозначное кино, снятое в жанре военной фантастики, поначалу кажется бессмымленным экшном, а в конце вдруг обрастает глубокой философией. За роль Найденова артист был удостоен приза Международного кинофестиваля "Джемисон" в Дублине.

Затем актер работал с такими режиссерами, как: Сергей Гинзбург (биографический фильм "Сын отца народов"), Светлана Проскурина (драма "До свидания, мама"), Юрий Мороз (триллер "Инквизитор"), Андрей Эшпай (мелодрама "Взрослые дочери").

О последнем проекте Алексей вспоминает: "Во "Взрослых дочерях" у меня были замечательные партнеры. Одна из линий в фильме – моя. Перерождаюсь от ненависти до полного прощения... Хорошее было время – съемки. Отдаешь часть своей жизни предлагаемым обстоятельствам. Такое запоминаешь сердцем!"

"Молодая гвардия"

В военной драме "Молодая гвардия" режиссер Леонид Пляскин представил новый взгляд на одну из самых драматичных страниц Великой Отечественной войны. Картина о юных подпольщиках-краснодонцах, организовавших свой отряд для борьбы с карателями. Под самым носом у фашистских оккупантов ребята совершают отчаянные и рискованные диверсионные операции.

Алексей Вертков в фильме исполнил одну из наиболее ярких своих ролей – начальника жандармерии полковника Ренатуса.

"Немцев еще играть не приходилось, - делится актер. - Непонятно было, как подобраться к роли, чтобы выглядело убедительно. Предстояло играть на немецком языке. Насколько это было исполнимо? Пробовались и другие актеры, носители языка. Здесь герой сложный, противоречивый. Не было еще ролей такого плана, амплуа.

"Молодая гвардия" – интересная история молодых людей, про их войну. Мне же было важно решить лично задачу актера. Чтобы Ренатус не получился однозначно злодей. Пришлось взять уроки игры на скрипке и немецкого языка. Мне очень повезло с помощницей – Ниной Воробьевой, которая каждое предложение выправляла, чтобы звучала живая речь. Спасибо ей огромное. Везет мне на такие эксперименты!"

"Орлова и Александров"

Параллельно с "Молодой гвардией" артист снимался в биографической драме Виталия Москаленко "Орлова и Александров". Здесь ему довелось перевоплотиться в писателя и драматурга Николая Эрдмана, знакомого по театральным постановкам.

Алексей поясняет: "Николай Эрдман – уникальная личность, заслуживает отдельного внимания. Не в первый раз с ним сталкиваюсь. В свое время "Радио России" записало радиопостановку пьесы "Самоубийца", где я играл Подсекальникова. И недавняя премьера "Самоубийцы" в "Студии театрального искусства", где у меня одна из ролей – Калабушкина.

Не отпускает Николай Робертович - его язык, чувство юмора, созвучие с сегодняшним днем, актуальность его творчества. Необыкновенная личность – по адекватности, таланту. Это пример, как люди с достоинством выходили из нечеловеческих, злых обстоятельств, не потеряв самого главного. Ведь не так много прошло времени, мне довелось общаться с людьми, которые лично знали Эрдмана.

Мы рассказываем истории про этих людей. Отсюда возникает чувство ответственности. Важно отдать максимально часть своей души. А цель – чтобы сегодняшнее поколение знало о замечательных личностях. Главное достоинство "Орловой и Александрова" – получился что ни персонаж, то "в десятку", любой, кого ни возьми!"

В картине играли: Олеся Судзиловская, Анатолий Белый, Николай Добрынин, Юлия Рутберг, Виталий Хаев, Андрей Смоляков, Роман Мадянов, Ольга Павловец, Алексей Фатеев, Людмила Чурсина, Александра Урсуляк, Евгений Князев и множество других именитых актеров.

Фильмография артиста насчитывает около сорока ярких, разноплановых ролей. Его популярность неуклонно растет. Только в 2017 году с участием Алексея Верткова вышло семь фильмов, среди которых такие рейтинговые проекты, как: "Анна Каренина" Карена Шахназарова, "Бедная девочка" Сергея Сенцова, "Матрешка" Николая Шептулина, "Гоголь. Начало" Егора Баранова.

Личная жизнь

Актер женат на своей коллеге Александре Ребенок, широко известной по роли физички Натальи Орловой в сериале "Школа".

Встретились молодые люди на работе. Алексей вспоминает: "Вообще-то мы были знакомы и до совместных съемок, ведь мы артисты одного поколения. Как-то вместе участвовали в постановке на одном фестивале, а потом жизнь нас развела. И вот на съемках фильма "До свидания, мама" у режиссера Светланы Проскуриной снова встретились".

С 2014 года пара стала жить вместе, а в 2016-ом тайно зарегистрировала свои отношения. По мнению друзей, Вертков и Ребенок являют собой один из самых гармоничных союзов двух незаурядных творческих личностей.

Артист о семейной жизни: "Раньше мне казалось, что в актерских семьях часто возникают моменты непонимания. Но у нас с Александрой все наоборот. Когда надо, мы друг друга поддерживаем, что-то подсказываем друг другу. А однажды мы оба так были заняты на съемках, что за три месяца виделись всего лишь четыре раза. И это никак не повлияло на наши отношения, даже, наоборот, сделало их ярче".

Александра Ребенок о муже: "Он - очень творческий человек, харизматичный. Я его уважаю как профессионала, а вот не могу сформулировать, за какие качества я выделила Лешу… Я просто захотела, чтобы он был счастлив. И это чувство оказалось взаимным. И еще для меня очень важны: взаимопонимание, готовность к компромиссу, уважение к личному пространству".

Пара обожает путешествовать, самостоятельно составляя маршруты поездок. На своем автомобиле они объехали всю Европу.

В 2017 году Алексей и Александра стали счастливыми родителями – у них родился сын.

Интервью

О профессии

"На самом деле, если вы актер, то все интересное у своих коллег вы пытаетесь отобрать в свою "коллекцию". И это - хорошо. Кто-то из театральных старейшин говорил, что нужно всю жизнь заниматься таким "воровством".

"Бывало, что уже пятый, седьмой дубль, а ты понимаешь, что не получается. Потом тринадцатый, двадцать шестой дубль, а это - пленка, это большая команда. И ты сидишь, вчерашний студент, думаешь: "Господи! Наверное, это все-таки не мое". Но это нормально, через это тоже надо пройти.

Когда больше опыта, практики, то ты уже не ощущаешь себя таким беспомощным. Я это для себя называю, в хорошем смысле, "накапливать баллы". Понемножку, потихоньку, здесь меньше, там больше — все равно все идет в твою копилку — и ты уже знаешь сам, как распределиться. Но не всегда сразу все получается. Слава богу, мне и в театре, и в кино везет как-то и с режиссерами, и с ролями, и с партнерами".

"Когда выходишь на сцену, еще как волнуешься, и чем старше становишься, тем еще больше волнуешься. Но когда точно знаешь, что должен сделать, что от тебя вообще требуется, то волнение как-то само уходит".

Об учителе и работе в СТИ

"Я знаю, о чем я играю, и это что-то свое. Необязательно надо находить что-то именно с твоей жизнью или с твоей судьбой аналогичное. Ты можешь подложить что угодно: тему. Эту кухню вообще никто не должен знать. Ты даже сам не формулируешь. Сергей Васильевич все очень конкретно разбирает - как бы поле такое, такие столбы, на которые ты опираешься. Что-то получается, что-то - нет, но ты знаешь каждый столбик, за который ты можешь зацепиться. Это - уже работа режиссера".

"У нас нет подразделения на ведущих и не ведущих актеров. Мы существуем по-другому. Сергей Васильевич для нас - мастер, мы все - его ученики. И в нашем театре работают уже несколько поколений его учеников. Я - из самого первого выпуска, наш курс, собственно, и дал начало театру, а сейчас труппа пополнится уже четвертым набором студентов Сергея Васильевича.

Я не стал бы вдаваться в рассуждения, что такое "театр-дом" — я не знаю, что это значит. Но я точно знаю, что мы в Студии вместе. Каждый новый спектакль предъявляет нам новые задачи, так что учеба наша будет длиться всегда. Наш мастер всегда выбирает непростой материал - такой, что иногда не знаешь, с какой стороны подойти-то. Поэтому мы, как актеры, ищем в себе все новые качества - и с его помощью находим.

Сергей Васильевич говорит нам, что учеба вообще не должна никогда прекращаться. И ему самому ведь тоже интересно браться за то, что никогда не делал, находить новую мысль и новое ее выражение. Сложное — это для нашего театра значит, интересное. Достоевский, Лесков, Булгаков создали непростые произведения, и они - основа нашего репертуара.

Благодаря Сергею Васильевичу и тому, что он ставит, можно по мере взросления находить в его спектаклях ответы на новые вопросы - большая литература неисчерпаема. "Москва — Петушки", "Самоубийца", "Мастер и Маргарита" и все вообще спектакли, поставленные Женовачем, сегодня еще актуальнее, чем вчера. В этом тайна и хороших книг, и хороших спектаклей, и нашей русской жизни".

Награды и призы:

  • 2005 — Лауреат премии III Международного фестиваля театральных школ в Варшаве в номинации "Лучшая мужская роль" (за роль в спектакле "Мальчики")
  • 2006 — Лауреат премии М. И. Царева за "успешное постижение профессии актера".
  • 2013 — Приз Международного кинофестиваля "Джемисон" в Дублине (Ирландия) в номинации "За лучшую мужскую роль" (Ивана Найденова в художественном фильме "Белый тигр" Карена Шахназарова)
  • 2013 — Лауреат российской театральной премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучшая мужская роль"  (за исполнение роли Венички в спектакле "Москва-Петушки" Сергея Женовача, СТИ)
  • 2013 — Лауреат премии К. С. Станиславского (театральный сезон 2012—2013) на Международном театральном фестивале "Сезон Станиславского" в номинации "Лучшая мужская роль" (за исполнение роли Венички в спектакле "Москва-Петушки" Сергея Женовача, СТИ)
  • 2014 — Лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (за исполнение роли Венички в спектакле "Москва-Петушки" Сергея Женовача, СТИ)

По материалам телеканала "Россия", Википедии и сайтов: rusactors.ru, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, tvkultura.ru, sti.ru, m24.ru, womanhit.ru, tver.mk.ru, filmpro.ru, oppeople.ru, sobesednik.ru, zbulvar.ru, vokrug.tv, strast10.ru.

Фильмография: Актер

  • Дом Фарфора (2017), сериал
  • Гоголь. Начало (2017)
  • Матрешка (2017)
  • Бедная девочка (2017), мини-сериал
  • Хит (2017)
  • Лалай-Балалай (2017), короткометражный
  • Блокбастер (2017)
  • Анна Каренина (2017), сериал       
  •  Фэйк (2015), короткометражный
  • Орлова и Александров (2015), сериал
  • Находка (2015)    
  • Молодая гвардия (2015), сериал
  • Взрослые дочери (2015), сериал
  • Инквизитор (2014), сериал
  • До свидания, мама (2014)
  • Сын отца народов (2013), сериал
  • Секс, кофе, сигареты  (2013)
  • В окружении. Воспоминания танкиста (2012), короткометражный
  • Белый Тигр (2012)
  • Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)               
  • Раскол (2011), сериал                 
  • Последняя минута (2011), сериал
  • Замок эльфов (2011), короткометражный
  • Счастье мое (2010)
  • Перемирие (2010)
  • Парень с Марса (2010)
  • Элизиум (2010)
  • Дом Солнца (2010)
  • Пелагия и белый бульдог (2009), сериал       
  • Палата №6 (2009)  
  • Десантура (2009)  
  • Чужие (2008)
  • Текила (2008), короткометражный
  • Почтальон (2008), сериал                       
  • Петя по дороге в Царствие небесное (2008)      
  • Батюшка (2008), сериал                     
  • Изгнание (2007)               
  • Беглянки (2007)
  • Капитанские дети (2006), сериал
  • Вратарь (2006), короткометражный